Отдел по вопросам семьи и детства

администрации муниципального образования

Красноармейский район

 

Основными задачами отдела по вопросам семьи и детства являются:

осуществление мер по профилактике социального сиротства;

обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

практическая реализация на территории муниципального образования Красноармейский район единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции;

защита личных и  имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

создание необходимых условий для содержания, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции;

контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции; а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за деятельностью усыновителей, опекунов и попечителей, приёмных родителей, патронатных воспитателей по месту жительства подопечных;

осуществление мер, способствующих укреплению семьи и её роли в обществе на территории муниципальном образовании Красноармейский район.

 

Для достижения поставленных задач отдел по вопросам семьи и детства осуществляет следующие функции:

 

1. Профилактика социального сиротства:

а) вносит предложения по организации совместной деятельности управления образования, управления социальной защиты населения, муницпального учреждения здравоохранения, глав сельских поселений по профилактике социального сиротства, организации и осуществлению деятельности по вопросам семьи и детства;

б) принимает меры к оказанию семьям, имеющим детей и испытывающим трудности в их воспитании и содержании, требуемой социально-правовой, материальной и психологической помощи в целях предупреждения социального сиротства;

в) ведёт учёт неблагополучных семей и осуществляет своевременные меры по информированию администраций заинтересованных ведомств о причинах социального неблагополучия;

г) проводит профилактическую работу с родителями, в отношении которых решается вопрос об отобрании у них ребёнка (детей) или о лишении их   родительских прав, об ограничении в родительских правах;

д) оказывает методическую помощь социальным педагогам общеобразовательных учреждений в организации деятельности по предупреждению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

е) организует рейдовые мероприятия по выявлению семей, испытывающих трудности в вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних детей;

ж) готовит материалы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам профилактики социального сиротства;

з) осуществляет взаимодействие с муниципальным учреждением здравоохранения «Красноармейская ЦРБ» по вопросам профилактики наркомании, СПИДа, ВИЧ-инфекции, пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков;

и) принимает меры по реализации мероприятий районной целевой программы «Дети Кубани», выполнению мероприятий программ социальной поддержки семей и детей.

2. Опека и попечительство:

1) организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трёх дней со дня получения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведёт учёт таких детей;

2) временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняют обязанности опекуна (попечителя);

3) в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения обеспечивают устройство ребёнка, а при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью – направляют сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Краснодарского края для учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

4) осуществляет подбор и подготовку лиц, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) устанавливает опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

6) передаёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приёмную семью;

7) передаёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на патронатное воспитание;

8) осуществляет последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства;

9) осуществляет жизнеустройство выпускников учреждений профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

10) даёт согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательного учреждения;

11) принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе даёт предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) принимает решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации);

13) в случае разногласий между родителями и детьми назначает представителя для защиты прав и интересов детей;

14) Обращается в суд с исками:

а) о лишении родительских прав;

б) об ограничении родительских прав;

в) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении умершим;

г) о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них);

д) об устранении препятствий к общению ребёнка с близкими родственниками;

е) об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати лет до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

ж) в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

15) принимает участие в рассмотрении судом дел:

а) об ограничении родительских прав;

б) о лишении родительских прав;

в) о восстановлении в родительских правах;

г) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

д) о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребёнка;

е) об установлении усыновления (удочерения) детей;

ж) об отмене усыновления (удочерения) детей;

з) по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

16) при рассмотрении судом споров связанных с воспитанием детей, представляют суду акт обследования условий жизни ребёнка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и основанное на нём заключение по существу спора;

17) участвует в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребёнка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу (лицам);

18) немедленно отбирает ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью;

19) даёт разрешения в случаях, определённых законодательством Российской Федерации, на контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

20) разрешает разногласия родителей относительно имени и (или) фамилии ребёнка при отсутствии соглашения между ними, изменение имени ребёнка, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

21) принимает решение о снижении брачного возраста;

22) даёт согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

23) разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей;

24) получает согласие ребёнка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

25) оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних;

26) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают необходимые меры;

27) привлекает общественность к работе органов опеки и попечительства.

 

3. При усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) даёт разъяснения по вопросам, связанным  с усыновлением (удочерением) детей;

2) принимает заявления от желающих усыновить (удочерить) детей;

3) составляют акты по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителями;

4) готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, заключение о возможности быть усыновителями;

5) осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителями постановку граждан на учёт в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нём отказ в постановке на учёт в качестве кандидатов в усыновители отдел по вопросам семьи и детства  доводят до сведения заявителей в течение пяти рабочих дней с даты подписания заключения.

Одновременно заявителям возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения;

6) после постановки граждан на учёт в качестве кандидатов в усыновители представляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлён (удочерён), и выдают направление для посещения ребёнка по его фактическому месту жительства (нахождения);

7) направляет кандидатов в усыновители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

8) оформляет в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, согласие на усыновление (удочерение) ребёнка, изменение его фамилии, имени, отчества, внесение записи усыновителей в качестве родителей усыновлённого (удочерённого) ими ребёнка в книгу записей рождений;

9) осуществляет при отсутствии у ребёнка родителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей выдачу согласия на усыновление (удочерение) такого ребёнка;

10) готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребёнка;

11) представляет в суд документы, необходимые для усыновления (удочерения) ребёнка;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

4. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых под опеку (попечительство):

1) рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем);

2) осуществляет постановку граждан на учёт в качестве кандидатов в опекуны (попечители);

3) устанавливает опеку (попечительство);

4) назначает и производит выплату денежных средств на содержание подопечного на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;

5) выдаёт лицу, назначенному опекуном (попечителем) правовой акт о назначении его опекуном (попечителем);

6) выдаёт разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшем шестнадцатилетнего возраста, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) разрешает разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями по вопросам воспитания ребёнка;

8) выдаёт опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом;

10) выдаёт предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наём, аренду, безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

11) осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя);

12) в случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использования им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняют их от исполнения этих обязанностей и принимают необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;

13) освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;

14) оказывает необходимую социальную, правовую, психолого- педагогическую и методическую помощь кандидатам в опекуны (попечители), опекунам (попечителям) по вопросам воспитания, обучения, охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав подопечных;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации в Краснодарском крае;

 

5. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в приёмную семью:

1)   содействует созданию приёмных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребёнка в приёмную семью;

2)    принимает заявления от граждан, желающих взять ребёнка в приёмную семью, обследует условия их жизни;

3)    готовит в двадцатидневный срок заключение о возможности граждан быть приёмными родителями;

4)    при положительном заключении подбирает ребёнка, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, предоставляет информацию о нём и выдаёт направление для посещения ребёнка по его фактическому месту жительства (нахождения);

Отрицательное заключение о возможности быть приёмными родителями и основанный на нём отказ в заключении договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью отдел по вопросам семьи и детства доводит до  сведения заявителей в течение пяти дней со дня подписания заключения. одновременно заявителям возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

5) направляет кандидатов в приёмные родители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

6) получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребёнка на воспитание в приёмную семью;

7) выдаёт лицу (лицам), назначенному приёмным родителем (родителями), правоустанавливающий акт о назначении его (их) приёмным родителем;

8) заключает договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью;

9) производят выплаты денежных средств на содержание ребёнка, оплату труда приёмных родителей и другие выплаты в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Краснодарского края;

10) принимает от приёмных родителей сведения об израсходованных денежных средствах;

11) расторгает в случаях, установленных законодательством Российской Федерации договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

 

6. Деятельность в отношении устройства несовершеннолетних на патронатное воспитание в семьи граждан осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края «О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (О патронате)».

7. Исполняет государственные услуги в соответствии с переданными полномочиями.

8. Оказание муниципальных услуг.

9. Деятельность межведомственной службы профилактики отказов от новорожденных детей.

1) координирует междисциплинарное ведение случая по оказанию социально-психологической помощи женщинам, в том числе несовершеннолетним, матери (семье) оказавшимся в кризисной ситуации, включая регулярное проведение разборов случаев, постановку целей и задач с последующим контролем над их выполнением.

2) выявляет, устанавливает первичный контакт с потенциальными «отказницами»: беременными женщинами, родильницами и матерями с целью оценки потребностей и ресурсов для предотвращения отказа от новорожденного ребенка.

3) обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов женщин (семьи) оказавшихся в кризисной ситуации.

4) контролирует ведение документации, учет и отчетность, а так же анализирует работу межведомственной службы.

5) осуществляет взаимодействие с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными объединениями, службой занятости, органами местного самоуправления и другими общественными организациями для решения вопросов социально-консультативной помощи.

6) принимает участие во всех необходимых организационных совещаниях и собраниях.

7) проводит психологическое консультирование семей и матерей, в том числе будущих матерей, состоящих на учете в службе профилактики.

8) разрабатывает планы по ведению случая для оказания социально-психологической помощи женщинам (семье) оказавшимся в кризисной ситуации.

10. Для выполнения своих функций отдел по вопросам семьи и детства разрабатывает в установленном порядке:

Проекты муниципальных правовых актов по вопросам профилактики социального сиротства.

Проекты муниципальных правовых актов по вопросам опеки и попечительства.

Проекты договоров о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью и доверительного управления имуществом.