Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Каждый из нас сталкивался с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг, и зачастую это становится полной неожиданностью. Надеемся, что данная памятка поможет Вам разобраться, что такое приостановление или ограничение коммунальных услуг, и в каком порядке оно должно производиться.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»,

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 (далее - Правила).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

- Ограничение предоставления коммунальной услуги - временное уменьшение исполнителем объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение им графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

- Приостановление предоставления коммунальной услуги - временное прекращение исполнителем подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

ЗНАЙТЕ! Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

В соответствии с п.115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций;

в) выявления факта несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п. 115 Правил.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В соответствии с п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ;

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи его потребителю предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения));

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услуги с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

ЗНАЙТЕ! Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п.115  Правил.

Гарантийный срок медицинских услуг

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Несмотря на то, что результат услуг не является предметом договора, в случае если этот результат носит материальный (овеществлённый) характер, то к этому результату применяются нормы договора подряда о гарантии качества работ и сроках обнаружения недостатка (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13 по делу № А41-7649/2012). В случае с медицинскими услугами таким материальным результатом является зубной или иной протез.

На практике это означает, что дантист при оказании услуг стоматологического протезирования не только обязан качественно установить зубной имплантат, он также несёт ответственность за то, что данный имплантат в течение определённого времени - гарантийного срока - будет служить по прямому своему назначению (конечно же, при должном уходе со стороны пациента).

Гарантийный срок может быть согласован в договоре возмездного оказания медицинских услуг.

Если же срок не согласован договором и не установлен нормативным актом, то надлежащее качество материального результата услуги должно быть сохранено в течение разумного срока. В этом случае суд (при наличии спора) будет исходить из фактических обстоятельств дела и ориентироваться на продолжительность установленных законом гарантийных сроков в иных аналогичных ситуациях. Однако следует учитывать, что в любом случае такой срок не может превышать двух лет со дня оказания услуги (п. 1 ст. 724 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

На что может претендовать потребитель?

Как на пациента, которому медицинские услуги оказываются разово на платной основе, так и на тех, кто прибегает к помощи в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, распространяется законодательство о защите прав потребителей (п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17). Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка в вышеуказанные сроки пациент вправе потребовать от медицинской организации:

безвозмездно устранить недостатки;

вернуть часть цены за оказанную услугу;

повторно оказать услугу надлежащего качества;

возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков, которые заказчик понёс для того, чтобы исправить результат некачественно оказанной услуги.

Кроме того, пациент вправе требовать возмещения убытков, компенсации морального вреда, а также неустойку в случае неудовлетворения законных требований в установленный законодательством срок. При восстановлении нарушенных прав через суд с нарушителя также будет взыскан штраф в пользу потребителя.

Таким образом, в силу специфики такого вида услуг, как медицинские, применение к ним гарантийного срока весьма ограничено. Однако, если ваш случай всё-таки оказался гарантийным, следует в полной мере использовать свои права. Если вы не успели распознать некачественный товар и вашему здоровью был нанесён вред, то обязательно сохраните документы, свидетельствующие об этом: выписку из больницы, чеки из аптеки (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 №1-П).

О возврате, обмене или замене товара в аптеке

vozvrat apt

В случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре, следует обратиться с претензией к продавцу. При отказе продавца в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Об административной ответственности за нарушение запрета продажи электронных вычислительных машин без предустановленных российских программ

1 июля 2021 года вступила в силу введенная Федеральным законом от 24.03.2021 № 54-ФЗ часть 6 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за продажу отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза.

Напоминаем, что с 1 апреля 2021 года статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено положение, согласно которому запрещено продавать потребителям смартфоны, компьютеры и некоторые другие устройства без предустановленного софта из России или других стран ЕАЭС. Речь идет об электронике, которую произвели после 1 апреля т.г.

Перечень отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин утвержден постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1867. К ним относятся:

1. Оборудование беспроводной связи для бытового использования, персональные электронные вычислительные машины, имеющие сенсорный экран, обладающие двумя и более функциями, с предварительно установленными на них программами для электронных вычислительных машин, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование (смартфоны, планшетные компьютеры).

2. Компьютеры стационарные и портативные (за исключением планшетных компьютеров), системные блоки, имеющие операционную систему.

3. Телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование.

Административная ответственность за данное нарушение составляет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.