Об административной ответственности за нарушение запрета продажи электронных вычислительных машин без предустановленных российских программ

1 июля 2021 года вступила в силу введенная Федеральным законом от 24.03.2021 № 54-ФЗ часть 6 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за продажу отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза.

Напоминаем, что с 1 апреля 2021 года статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено положение, согласно которому запрещено продавать потребителям смартфоны, компьютеры и некоторые другие устройства без предустановленного софта из России или других стран ЕАЭС. Речь идет об электронике, которую произвели после 1 апреля т.г.

Перечень отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин утвержден постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1867. К ним относятся:

1. Оборудование беспроводной связи для бытового использования, персональные электронные вычислительные машины, имеющие сенсорный экран, обладающие двумя и более функциями, с предварительно установленными на них программами для электронных вычислительных машин, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование (смартфоны, планшетные компьютеры).

2. Компьютеры стационарные и портативные (за исключением планшетных компьютеров), системные блоки, имеющие операционную систему.

3. Телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование.

Административная ответственность за данное нарушение составляет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Об итогах работы территориального отдела в сфере защиты прав потребителей за 1-ое полугодие 2021 года

За 1 – ое полугодие 2021 года в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском, Калининском районах поступило 97 письменных обращений на нарушение прав потребителей, в том числе 18 устных обращений.

Анализ структуры поступивших обращений показывает, что наибольшее число обращений приходится на сферу услуг – 54, в сфере розничной торговли – 43 обращения.

Также в территориальный отдел, за отчетный период поступали материалы от органов государственной власти и местного самоуправления, общее число которых составило 30.

При рассмотрении каждого обращения (жалобы) принимаются все меры для защиты нарушенных прав потребителей, в том числе: меры административного реагирования; направление для рассмотрения по подведомственности; письменные разъяснения в соответствии с законодательством РФ; рекомендации по обращению в суд для разрешения имущественных споров; дача заключений в судах, не заявляя самостоятельных требований по искам потребителей в защиту их прав; обращения в суд с исковыми заявлениями в защиту прав потребителей, в том числе в защиту неопределенного круга потребителей.

За отчетный период сотрудниками ТО Роспотребнадзора оставлено 34 протокола об административном правонарушении.

За отчетный период сотрудниками ТО Роспотребнадзора подано 11 исковых заявлений. В защиту неопределенного круга потребителей 8 заявлений, в защиту конкретных потребителей 3 заявления. Дано 11 заключений в судах на подведомственных территориях.

Территориальным отделом Роспотребнадзора ведется работа, направленная на повышение качества рассмотрения обращений граждан, удовлетворенности заявителей результатами рассмотрения их обращений, профилактику и причин условий повторных обращений граждан, в том числе меры информационного и консультационного характера.

В настоящее время функционирует информационный ресурс в сети Интернет (https://zpp.rospotrebnadzor.ru), позволяющий в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи в части ознакомления с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, а также информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?

В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника «боится» скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя.

Причины возможных скачков и отклонений от номинальных значений:

  • аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
  • импульсные скачки напряжения из-за молнии;
  • обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
  • повреждения кабеля при ремонтно-строительных работах;
  • отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;
  • неполадки сетей электроснабжения, связанные с  длительной подачей напряжения выше нормативного (более 300 вольт).

Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,  предусматривают:

- постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014);

- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Каков алгоритм действий потребителя, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела? Что делать в первую очередь?

Сам факт скачка напряжения обязательно должен быть зафиксирован в акте о происшедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени. Поэтому важно сразу вызвать аварийную или дежурную бригаду.

При этом сообщается Ф.И.О., точный адрес, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Сообщение о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Затем необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую организацию), которые дадут свои заключения о том, кто виноват в случившемся.

Подобные заявления граждан подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Как правило, указанные организации осуществляют обследование (осмотр) места происшествия с оформлением соответствующего акта. О полученных в результате осмотра выводах обратившееся лицо должно быть уведомлено в срок не позднее 30 календарных  дней  с момента обращения. Кроме того, следует заручиться поддержкой соседей при необходимости присутствия в суде.

Как доказать ущерб?

Ущерб, причиненный неполадками в сети, нужно доказать. Для этого необходимо заключение сервисного центра о том, что техника вышла из строя по причине скачка напряжения. Соберите всю сломавшуюся от этого технику и отнесите для экспертизы в сервисный центр. Расходы на экспертизу Вы сможете затем взыскать с виновного лица.

Если техника подлежит ремонту, то попросите эксперта посчитать стоимость ремонта. Если ремонту изделия не подлежат, то вам необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа.

После этого на основании собранных документов можно требовать с виновного лица возмещения причиненного вреда.

Какими нормами законодательства руководствоваться?

Аргументировать требование о возмещении ущерба можно следующими нормами закона:

На основании  п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Согласно законодательству РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Ущерб, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, также подлежит возмещению в полном объеме. Требовать компенсации может любой потерпевший независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет (ст. 1095 ГК РФ).

Свое требование о добровольном возмещении причиненного ущерба оформите в письменном виде, обязательно зарегистрируйте и на втором экземпляре поставьте отметку о принятии  заявления.

В соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе по своему выбору потребовать от организации - исполнителя услуги (то есть от организации, с которой заключен договор на оказание услуги по электроснабжению, - это может быть энергоснабжающая организация или управляющая компания) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги по электроснабжению.

Если виновником являются ваши соседи – отправьте им заявленные Вами требования заказным  письмом  с уведомление  о вручении.

В случае неудовлетворения исполнителем услуги требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона  о защите прав потребителей.

Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации. Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учетом износа на основе экспертного заключения. Кроме того, Вы вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг экспертов и компенсацию морального вреда.

Страховщики обязаны информировать потребителей обо всех условиях страхования от COVID-19

Банк России рекомендует страховым организациям максимально подробно и доступно информировать потребителей об условиях договоров страхования от рисков, связанных с COVID-19, разъяснять их ключевые характеристики, в том числе условия наступления страхового случая, сроки действия страховой защиты, а также четко обозначать исключения из страхового покрытия и другие важные нюансы. Соответствующее письмо было направлено всем страховым компаниям.

Проведен мониторинг, как страховщики продают полисы, покрывающие риски заражения коронавирусной инфекцией. Было выявлено, что при заключении договора люди подписываются под непонятными для них условиями, не получают разъяснений, что является страховым случаем (могут быть разные варианты) и как его зафиксировать для получения выплаты. Как результат, страховые компании нередко отказывают страхователям в выплатах, ссылаясь на нюансы договора.

Кроме того, Банк России обращает внимание страховых компаний, что навязывание потребителям таких страховых полисов при выдаче кредитов или заключении других договоров страхования недопустимо и наказывается штрафом.