Отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
администрации муниципального образования
Красноармейский район
Основными задачами отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних:
осуществление мер по профилактике социального сиротства;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
практическая реализация на территории муниципального образования Красноармейский район единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции;
защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
создание необходимых условий для содержания, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции;
контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной позиции; а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
контроль в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий за деятельностью усыновителей, опекунов и попечителей, приёмных родителей, патронатных воспитателей по месту жительства подопечных;
осуществление мер, способствующих укреплению семьи и её роли в обществе на территории муниципальном образовании Красноармейский район.
Для достижения поставленных задач отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних осуществляет следующие функции:
1. Профилактика социального сиротства:
а) вносит предложения по организации совместной деятельности управления образования, управления социальной защиты населения, муниципального учреждения здравоохранения, глав сельских поселений по профилактике социального сиротства, организации и осуществлению деятельности по вопросам семьи и детства;
б) принимает меры к оказанию семьям, имеющим детей и испытывающим трудности в их воспитании и содержании, требуемой социально-правовой, материальной и психологической помощи в целях предупреждения социального сиротства;
в) ведёт учёт неблагополучных семей и осуществляет своевременные меры по информированию администраций заинтересованных ведомств о причинах социального неблагополучия;
г) проводит профилактическую работу с родителями, в отношении которых решается вопрос об отобрании у них ребёнка (детей) или о лишении их родительских прав, об ограничении в родительских правах;
д) оказывает методическую помощь социальным педагогам общеобразовательных учреждений в организации деятельности по предупреждению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
е) организует рейдовые мероприятия по выявлению семей, испытывающих трудности в вопросах воспитания и содержания несовершеннолетних детей;
ж) готовит материалы на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам профилактики социального сиротства;
з) осуществляет взаимодействие с муниципальным учреждением здравоохранения «Красноармейская ЦРБ» по вопросам профилактики наркомании, СПИДа, ВИЧ-инфекции, пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков;
и) принимает меры по реализации мероприятий районной целевой программы «Дети Кубани», выполнению мероприятий программ социальной поддержки семей и детей.
2. Опека и попечительство:
1) организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трёх дней со дня получения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведёт учёт таких детей;
2) временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняют обязанности опекуна (попечителя);
3) в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения обеспечивают устройство ребёнка, а при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью – направляют сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Краснодарского края для учёта в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
4) осуществляет подбор и подготовку лиц, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) устанавливает опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
6) передаёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приёмную семью;
7) передаёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на патронатное воспитание;
8) осуществляет последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства;
9) осуществляет жизнеустройство выпускников учреждений профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) даёт согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательного учреждения;
11) принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе даёт предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
12) принимает решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации);
13) в случае разногласий между родителями и детьми назначает представителя для защиты прав и интересов детей;
14) Обращается в суд с исками:
а) о лишении родительских прав;
б) об ограничении родительских прав;
в) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении умершим;
г) о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них);
д) об устранении препятствий к общению ребёнка с близкими родственниками;
е) об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати лет до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
ж) в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
15) принимает участие в рассмотрении судом дел:
а) об ограничении родительских прав;
б) о лишении родительских прав;
в) о восстановлении в родительских правах;
г) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
д) о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребёнка;
е) об установлении усыновления (удочерения) детей;
ж) об отмене усыновления (удочерения) детей;
з) по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) при рассмотрении судом споров связанных с воспитанием детей, представляют суду акт обследования условий жизни ребёнка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и основанное на нём заключение по существу спора;
17) участвует в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребёнка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу (лицам);
18) немедленно отбирает ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью;
19) даёт разрешения в случаях, определённых законодательством Российской Федерации, на контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
20) разрешает разногласия родителей относительно имени и (или) фамилии ребёнка при отсутствии соглашения между ними, изменение имени ребёнка, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
21) принимает решение о снижении брачного возраста;
22) даёт согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
23) разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей;
24) получает согласие ребёнка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
25) оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних;
26) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают необходимые меры;
27) привлекает общественность к работе органов опеки и попечительства.
3. При усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) даёт разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей;
2) принимает заявления от желающих усыновить (удочерить) детей;
3) составляют акты по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителями;
4) готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребёнка, заключение о возможности быть усыновителями;
5) осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителями постановку граждан на учёт в качестве кандидатов в усыновители.
Отрицательное заключение и основанный на нём отказ в постановке на учёт в качестве кандидатов в усыновители отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних доводят до сведения заявителей в течение пяти рабочих дней с даты подписания заключения.
Одновременно заявителям возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения;
6) после постановки граждан на учёт в качестве кандидатов в усыновители представляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлён (удочерён), и выдают направление для посещения ребёнка по его фактическому месту жительства (нахождения);
7) направляет кандидатов в усыновители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
8) оформляет в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, согласие на усыновление (удочерение) ребёнка, изменение его фамилии, имени, отчества, внесение записи усыновителей в качестве родителей усыновлённого (удочерённого) ими ребёнка в книгу записей рождений;
9) осуществляет при отсутствии у ребёнка родителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей выдачу согласия на усыновление (удочерение) такого ребёнка;
10) готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребёнка;
11) представляет в суд документы, необходимые для усыновления (удочерения) ребёнка;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых под опеку (попечительство):
1) рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем);
2) осуществляет постановку граждан на учёт в качестве кандидатов в опекуны (попечители);
3) устанавливает опеку (попечительство);
4) назначает и производит выплату денежных средств на содержание подопечного на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;
5) выдаёт лицу, назначенному опекуном (попечителем) правовой акт о назначении его опекуном (попечителем);
6) выдаёт разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшем шестнадцатилетнего возраста, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) разрешает разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями по вопросам воспитания ребёнка;
8) выдаёт опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом;
10) выдаёт предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наём, аренду, безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
11) осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя);
12) в случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использования им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняют их от исполнения этих обязанностей и принимают необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
13) освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;
14) оказывает необходимую социальную, правовую, психолого- педагогическую и методическую помощь кандидатам в опекуны (попечители), опекунам (попечителям) по вопросам воспитания, обучения, охраны и защиты имущественных и личных неимущественных прав подопечных;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации в Краснодарском крае;
5. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в приёмную семью:
1) содействует созданию приёмных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребёнка в приёмную семью;
2) принимает заявления от граждан, желающих взять ребёнка в приёмную семью, обследует условия их жизни;
3) готовит в двадцатидневный срок заключение о возможности граждан быть приёмными родителями;
4) при положительном заключении подбирает ребёнка, который может быть передан на воспитание в приёмную семью, предоставляет информацию о нём и выдаёт направление для посещения ребёнка по его фактическому месту жительства (нахождения);
Отрицательное заключение о возможности быть приёмными родителями и основанный на нём отказ в заключении договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних доводит до сведения заявителей в течение пяти дней со дня подписания заключения. одновременно заявителям возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
5) направляет кандидатов в приёмные родители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
6) получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребёнка на воспитание в приёмную семью;
7) выдаёт лицу (лицам), назначенному приёмным родителем (родителями), правоустанавливающий акт о назначении его (их) приёмным родителем;
8) заключает договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью;
9) производят выплаты денежных средств на содержание ребёнка, оплату труда приёмных родителей и другие выплаты в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Краснодарского края;
10) принимает от приёмных родителей сведения об израсходованных денежных средствах;
11) расторгает в случаях, установленных законодательством Российской Федерации договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
6. Деятельность в отношении устройства несовершеннолетних на патронатное воспитание в семьи граждан осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края «О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (О патронате)».
7. Исполняет государственные услуги в соответствии с переданными полномочиями.
8. Оказание муниципальных услуг.
9. Деятельность межведомственной службы профилактики отказов от новорожденных детей.
1) координирует междисциплинарное ведение случая по оказанию социально-психологической помощи женщинам, в том числе несовершеннолетним, матери (семье) оказавшимся в кризисной ситуации, включая регулярное проведение разборов случаев, постановку целей и задач с последующим контролем над их выполнением.
2) выявляет, устанавливает первичный контакт с потенциальными «отказницами»: беременными женщинами, родильницами и матерями с целью оценки потребностей и ресурсов для предотвращения отказа от новорожденного ребенка.
3) обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов женщин (семьи) оказавшихся в кризисной ситуации.
4) контролирует ведение документации, учет и отчетность, а так же анализирует работу межведомственной службы.
5) осуществляет взаимодействие с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными объединениями, службой занятости, органами местного самоуправления и другими общественными организациями для решения вопросов социально-консультативной помощи.
6) принимает участие во всех необходимых организационных совещаниях и собраниях.
7) проводит психологическое консультирование семей и матерей, в том числе будущих матерей, состоящих на учете в службе профилактики.
8) разрабатывает планы по ведению случая для оказания социально-психологической помощи женщинам (семье) оказавшимся в кризисной ситуации.
10. Для выполнения своих функций отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних разрабатывает в установленном порядке:
Проекты муниципальных правовых актов по вопросам профилактики социального сиротства.
Проекты муниципальных правовых актов по вопросам опеки и попечительства.
Проекты договоров о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью и доверительного управления имуществом.