В данной статье мы рассмотрим одну из причин самовольных уходов детей подросткового возраста из семьи.
Когда ребенок входит в подростковый возраст, психика проигрывает все травмы детства, которые у него были. Все он начинает переживать вновь, только с дополнительными нагрузками, такими как: гормональные изменения, не всегда пропорционально, стремительно изменяющиеся физические формы тела, ощущение самостоятельности и другие. Детские травмы есть у всех в «базовой комплектации», но их глубина и степень пережитости – разная, поэтому и качает подростков по-разному. Подросток больше не ребенок и хочет, чтобы с ним считались, а родители часто не готовы к таким резким требованиям. Почему?
Родители не учитывают тот факт, что сепарация начинается с рождения ребенка и даже у двухлетнего ребенка уже должна быть своя, пусть крошечная сфера ответственности и самостоятельности.
Выделяется 3 сферы ответственности в разные периоды развития ребенка:
1. сфера, где решения всегда принимаются только родителем, это проговаривается ребенку, он знает и не пытается туда проникнуть до поры до времени. Иногда, это даже не проговаривается, но ребенок точно знает, что далее этого идти нельзя - это про границы в семье. Например, решено, что по воскресеньям всей семьей совместный ужин или какое-то другое мероприятие.
2. сфера, которая отдана ребенку. Например, какие игрушки берет он с собой в ванну (для малышей), не заходить в комнату подростка без стука, не наводить в ней порядок без его разрешения.
3. сфера смешанной ответственности. Когда в зависимости от ситуации - плавающие границы. Например, выбор секции обсуждается совместно. Выбор одежды, ребенок сам думает, что надеть, но родитель имеет право скорректировать или иногда запретить, объяснив, что уместно или не уместно в той или иной ситуации.
Начиная с самого рождения, родители должны осознавать все три сферы и договориться между собой во взаимодействии с ребенком. В процессе взросления семейный договор постоянно пересматривается, кризис основного пересмотра падает на переходный возраст, когда детская сфера существенно расширяется и в права вступает ребенок. Эта концепция позволяет слышать интересы ребенка. Таким образом происходит самая безболезненная сепарация для всех сторон.
У родителей может быть Страх сепарации, типа мы тебя воспитали, и никому не отдадим. Но, чем больше родители сопротивляются сепарации, тем болезненнее она происходит. Родителям предстоит не только отдать больше самостоятельности, но и четко проговорить свои решения.
Подростку нужно отдать больше свободы, иначе он заберет ее сам, и чаще это бывают деструктивные способы, такие как: уходы из дома, прием алкоголя, ранняя половая жизнь, ложь и все остальные прелести самых страшных страхов родителей. Но при этом, очень важно родителям сохранить строгость и границы. В полной свободе подросток захлебнется, ее надо выдавать порциями, особенно это нужно учитывать «мягким» родителям.
Современным родителям и легко, и просто одновременно. С одной стороны, существуют средства, позволяющие контролировать своих детей через интернет и это соблазн для родителей, но всегда помните, что это внедрение на территорию ребенка. Да, вы сможете отложить подростковый взрыв, но он произойдет и его сила, и поведение ребенка может быть для вас непредсказуемой.
Например, мать 15-летней Ани жалуется, что дочь ей врет, говорит, что у репетитора, на просьбу матери выслать фото или геопозицию, девочка бросает трубку. Мать очень боится, что девочка делает что-то плохое.
Страх, который мать передает ребенку, говорит об отсутствии доверия между взрослым и ребенком. Это может провоцировать подростка на долгое нахождение вне дома, гуляние со сверстниками. Произошло то, что на первом этапе сепарации (от рождения до подросткового периода) не было понимания взаимных границ, не было и доверия.
Почему подросток что- то скрывает?
- у него просто появилась своя жизнь, а родители к этому не готовы;
- в семье не сформировалось базовое доверие, поэтому ребенок боится рассказывать о своей жизни;
- ребенок хочет, чтобы его заметили и признали.
В переходный возраст процесс сепарации подростка от родителей нельзя отменить, иногда он затягивается, но потом может протекать сильнее. К этому периоду нужно готовиться родителям и постепенно обговаривать новые правила с ребенком. В каждой семье – свои правила, это право семьи, но нужно отдавать немного свободы подростку.
Дети очень любят своих родителей, задача родителей уметь принимать своего ребенка таким каким он есть!
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах страны просто ужасает. Сколько раз в день мы видим перебегающих проезжую часть школьников с рюкзачками и портфельчиками, причем, перед очень близко проезжающим транспортом?! А почему бы и не преодолеть дорогу там, где удобно? Ведь мама, папа, бабушка, да и просто случайные прохожие делают то же самое? А кто в ответе за незнание самых важных правил жизни в современном городе, за их соблюдение и игнорирование? Конечно же, мы, взрослые!
Ответственность лежит прежде всего на родителях, обязанных с самых первых осознанных шагов своих детей не только знакомить, но и самим неукоснительно соблюдать ПДД. И, несомненно, велика роль всех учебных заведений в формировании безопасности проведения детей на дорогах: от детского сада до школы.
Самая болезненная проблема в наше время при несоблюдении правил дорожного движения – детский травматизм. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Самый важный «учитель» - пример родителей. Поэтому от поведения мамы и папы будет зависеть и то, сможет ли ребенок соблюдать правила дорожного движения. Старайтесь быть для него примером, всегда озвучивайте, повторяйте правила поведения на дороге, и тогда ваш малыш будет в полной безопасности.
Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность в виде очень быстро едущих автомобилей, пешеходов, нарушающих правила. Особенно обратите внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом. Сформируйте обязательно у ребенка твердый навык – «сделал первый шаг на проезжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях». Также собственным примером нужно подтверждать слова, брать ребёнка за руку и учить правилам дорожного движения. Помните, жизнь и здоровье наших детей зависит прежде всего от нас, взрослых!
Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Озабоченность родителей «нарушениями» в поведении подростков присуща каждому поколению. То, что порой называют нарушением — при ближайшем рассмотрении может оказаться и реакцией подростка на внешнюю ситуацию, с которой он не может справиться обычным способом, чаще в семье или в школе, что в последствии может выразится отклонением в его поведении и развитии. Рассмотрим такой вид поведения как рискованное.
Рискованное поведение подростков направленно на достижение определенных целей и проходит под девизом «эксперимент». Навык рисковать – это важная способность для развития и жизни человека. Однако именно на подростковый возраст приходится пик рискованного поведения.
На проявление риска в поведении подростка, как правило, влияет:
- подростковый максимализм;
- отсутствие жизненного опыта;
- любопытство и желание попробовать разные стороны «взрослой жизни»;
- давление сверстников и друзей более старшего возраста.
Рискованное поведение может быть как просоциальным так и антисоциальным.
Просоциальное – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, в соревнованиях. У подростков просоциальное поведение проявляется в возможности проверить свои способности, быть образцом для подражания другим, быть хорошими, находясь рядом, в самоутверждении. Они желают самостоятельно или со сверстниками поэкспериментировать, попробовать разные стороны жизни, которые для них являются новизной, показать своему окружению, что они уже взрослые, продемонстрировать свою «крутость» и это может проявляться в спорте, заботе о животных и окружающей среде, сотрудничать в группе над школьным проектом, выступать волонтерами.
Антисоциальное – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, курение табака, использование электронных сигарет, курительных смесей, вейпов, алкоголя, ранние беспорядочные сексуальные связи, спортивные занятия с высокой степенью травматизма (зацепинг, руфинг), игромания (увлечение компьютерными играми), буллинг (физическая и психологическая травля) и кибербуллинг (травля в интернет-пространстве), суициды и попытки суицида.
На развитие рискованного поведения у подростков оказывает влияние сразу нескольких факторов. Один из значимых внешних факторов – социальная среда, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство. В первую очередь это семья, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. У подростков границы опасного и безопасного часто оказываются размыты, идет желание получения адреналина.
Все виды рискованного антисоциального поведения подростков ведут к высоким показателям заболеваемости, травматизма, смертности от внешних и внутренних причин, могут привести к психическому расстройству, правонарушениям с административной и уголовной формой ответственности.
Как родителям помочь детям избежать деструктивного поведения?
- не спешите делать выводы и ругать подростка, понаблюдайте за ребенком, важно понять, чем вызвано его новое увлечение;
- проведите мониторинг социальных сетей, которые он использует, будьте внимательны ко всем его словам и желаниям;
- подготовьтесь к беседе с подростком, покажите, что вы ему друг и готовы помочь, выслушать и понять;
- предложите альтернативу рискованным играм и увлечениям и объясните ребенку, что конструктивные занятия дадут возможность получить удовольствие от своих творческих и интеллектуальных возможностей и одобрение от других;
- убедите ребенка в том, что быть здоровым сейчас модно и необходимо для самореализации себя в жизни;
- расскажите о его правовой ответственности за себя и других.
Родители, помните!
Успех вашего воспитания и недопущение всех форм рискованного поведения подростков во многом зависит от вас! Главное в отношениях с подростком – разговаривать, слышать и уважать друг друга. Это приведёт к взаимопониманию! Интересуйтесь увлечениями и желаниями детей, направляйте их энергию на полноценное физическое, психическое и интеллектуальное развитие.
Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и их родителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять, искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увлекательными делами, на которые зимой никогда не хватает времени. А чтобы долгие каникулы не омрачились травмами и болезнями — достаточно соблюдать правила безопасности летом для детей: и взрослым, и, конечно, самим детям. Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период. Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребёнка без присмотра. Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Ежегодно с началом весенне-летнего сезона регистрируются случаи гибели детей при выпадении из окна. Как правило, во всех случаях падения, дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки различные предметы мебели, и, опираясь на противомоскитную сетку, выпадали из окна вместе с ней. При этом подавляющее большинство падений происходили из-за недостатка контроля взрослыми за поведением детей, рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствие на окнах блокираторов или оконных ручек-замков, неправильной расстановкой мебели, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники, и наличие москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна.
Активный отдых летом интересен и полезен для ребёнка: зимой уже не удастся покататься на велосипеде, роликах и самокате. Но любой активный вид спорта может быть опасен! Согласно статистике, аварии на велосипеде и падения — одни из основных причин детских травм летом. Соблюдайте правила безопасности во время летних забав, и пусть здоровье ребёнка от активной деятельности только укрепляется!
Расскажите ребёнку, какие правила нужно соблюдать при летней активности, чтобы свести риск травм к минимуму при катании на велосипеде, самокате, роликах необходимо защитить уязвимые места: надевать шлем, наколенники, налокотники — детские хирурги утверждают, что большинство травм удалось бы избежать, если бы дети были соответствующим образом экипированы;
ролики, велосипед или самокат должны подходить ребёнку по размеру: велосипед не должен быть низким или слишком высоким, ролики должны плотно фиксировать ногу, но не пережимать её;
электросамокат — опасный транспорт: он развивает большую скорость, плохо виден автомобилистам и мешает пешеходам на тротуарах, поэтому лучше предпочесть электросамокату обычный самокат;
упасть во время катания может любой — и учиться падать нужно правильно: сгруппироваться, свернувшись калачиком, не выставляя руки вперёд.
Чтобы обеспечить личную безопасность детей, необходимо выработать у них умение отказываться от нежелательного общения. Детям необходимо знать и в повседневной жизни соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности:
Проверьте, знает ли ребёнок наизусть номер телефона хотя бы одного из родителей — личный телефон сына или дочери может потеряться или разрядиться, и связаться с родственниками, не зная номера наизусть, будет сложно. Всегда знайте, где сейчас находится и что делает ваш ребёнок с помощью приложения на телефоне или gps-часов «Где мои дети»: в режиме реального времени вы будете знать, где ваш ребёнок сейчас, и где он уже успел побывать, а в случае опасности получите сигнал тревоги, даже если звонок невозможен.
Несмотря на возможные опасности, лето всегда остаётся любимым временем года и для детей, и для их родителей. Летом нет учебных забот, зато есть много возможностей для сближения семьи: поездки на природу, общие спортивные занятия, игры и прогулки. Не забывайте о разумных правилах безопасности — и пусть ваше лето не омрачат никакие неприятности!
Формируйте и систематически закрепляйте у своих детей опыт безопасного поведения, это поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.